При производстве рельсовой стали на ОАО НКМК используют порошковую проволоку с силикокальцием (как правило, СК 25 – 30), а для стали низкотемпературной надежности для введения дополнительного азота используют азотированный феррованадий. Ранее отмечалось повышение сроков эксплуатации рельсов, произведенных на комбинате с использованием при выплавке крупки ферросиликобария.
С целью удешевления выпускаемой продукции (в частности, рельсов низкотемпе-ратурной надежности за счет одновременного модифицирования и азотирования стали) и улучшения качества металла на ОАО НКМК была опробована порошковая проволока производства АО «Ферросплав» (г.Челябинск), выполненная по ТУ 147980-003-31184235-03 с различными наполнителями: стандартный силикокальций марки СК25 –ГОСТ 4762-91, азотированный силикокальций марки СК20Н9 – ТУ 082200-005-311824235-2004 и барий-кальциевая лигатура марки Са8Ва8 – ТУ 14-5-139-89.
Эксперименты по использованию порошковой проволоки с наполнителем СК25 проводили в августе 2005 г. на 110 плавках рельсовой стали марок НЭ76Ф, Э76Ф и Э73. Порошковую проволоку присаживали в ковш-печь в два приема из расчета 250 граммов кальция на тонну стали. Механические свойства, твердость и химсостав готового проката соответствовали ГОСТ Р 51685-2000 и ТУ 0921-118-01124328-2003 и были на уровне металла текущего производства. При этом отмечено более низкое содержание кислорода на плавках, обработанных порошковой проволокой производства АО «Ферросплав», по сравнению с текущим металлом – соответственно 27,8 и 34,1 ppm.
Использование дешевого азотированного силикокальция позволяет одновременно модифицировать и азотировать металл, за счет чего можно отказаться от использования дорогостоящих азотированных ферросплавов. В экспериментах, проводившихся в 2004-2005гг., азотированный силикокальций вводили порошковой проволокой из расчета 0,01% азота в стали. Среднее усвоение азота по плавкам составило 44%. Химсостав экспериментального металла и его механические свойства соответствовали требованиям ГОСТ Р 51685 и ТУ 0921-118-01124328 и находились на уровне металла текущего производства (табл.1 и 2).